Сдвижные двери применяются при перепланировках квартир всё чаще и чаще. Однако при их эксплуатации порой возникают специфические проблемы, связанные с некорректной работой механизма. В статье мы перечислим возможные неисправности и расскажем, как их ликвидировать.
При выборе механизма для сдвижной двери обратите внимание на грузоподъёмность кареток, которая должна превышать массу полотна как минимум на 30 %, и тип роликов — предпочтительны изделия с подшипниками качения
Простейший механизм сдвижной однопольной двери с верхним подвесом состоит из верхнего направляющего рельса (трека), оснащённого боковыми стопорами (ограничителями хода), двух роликовых кареток и напольного направляющего флажка, который предотвращает раскачивание полотна.
У двупольной (раздвижной) двери соответственно флажков два, а кареток четыре. Обе конструкции всё чаще оборудуют доводчиком — устройством, автоматически плавно закрывающим дверь.
Поломки могут быть связаны как с недостатками механизма, так и с монтажным браком. Итак, рассмотрим наиболее распространённые проблемы.
Полотно стало откатываться с усилием.
Чаще всего причина кроется в ненадёжном креплении рельса или несущего бруса. Со временем под воздействием массы полотна трек смещается вниз, и полотно начинает задевать за опорную площадку направляющего флажка.
В этом случае можно попробовать отрегулировать роликовый подвес, если только это предусмотрено конструкцией колодок.
Регулировочные гайки расположены непосредственно под каретками; вращая их, нужно приподнять полотно на несколько миллиметров. Если же подвес не регулируется, скорее всего, придётся демонтировать несущий брус или кронштейны и устанавливать их заново.
Если гарантия на монтаж не закончилась, ремонт обязаны осуществить бесплатно.
Правда, есть небольшая вероятность того, что дверь подклинивает из-за локального вспучивания напольного покрытия (на такие случаи гарантия не распространяется). Установить, всё ли в порядке с полом, поможет обычный пузырьковый уровень или метровая линейка-правило.
Дверь открывается легко, но с отчётливым звуком трения.
Иногда проблема возникает из-за небрежного монтажа декоративного карниза — если эту деталь выравнивали с помощью мягких подкладок, то зазор между ней и полотном мог со временем сойти на нет.
Таким образом, прежде всего следует осмотреть карниз и при необходимости приподнять его с помощью новых подкладок из дерева или обрезков фанеры.
Возможно, что полотно покоробилось и стало задевать за плинтус. Тогда придётся заменить плинтус на более узкий, или увеличить относ трека и флажка от стены, или заменить полотно.
Наконец, шум может быть вызван загрязнением трека и роликов либо износом подшипников. Чтобы осмотреть рельс и каретки, нужно снять полотно, выкрутив винты подвесов из кареток.
Если шумят подшипники, скорее всего, придётся покупать новый механизм (впрочем, есть шанс найти в продаже каретки того же типоразмера).
При резком закрывании или открывании дверь сошла с рельса, выбив стопор.
Увы, неудачная конструкция и надёжная фиксация ограничителей хода — «болезнь» многих бюджетных механизмов.
Можно попробовать прикрепить эту деталь винтом, просверлив сквозное отверстие в треке. При этом на неё стоит наклеить резиновый «бампер», чтобы уменьшить силу удара при остановке полотна.
Снизить вероятность поломки, а заодно несколько улучшить звукоизолирующие качества двери помогает упорный брус с щёточными уплотнителями, который привинчивают к стене у края проёма.
Поломка дверного доводчика.
Сегодня наиболее распространены устройства на основе пружин растяжения и кручения; иногда (впрочем, крайне редко) эти пружины обрываются, и тогда приходится менять доводчик.
Старые модели с противовесом боятся грязи и пыли — чтобы заедающий механизм снова заработал, достаточно почистить его и слегка смазать оси блоков.
О способах монтажа
Обычно сдвижную дверь монтируют открыто (схема «вдоль стены») или сооружают для неё пенал, который становится частью межкомнатной перегородки.
Если выбрана схема «вдоль стены», то рельс крепят над проёмом и закрывают декоративным карнизом. Механизм легко снять для осмотра и ремонта.
Если же дверная створка убирается в пенал, то рельс крепят к верхним деталям металлического каркаса этой конструкции.
Добраться до механизма двери с пеналом без демонтажа листовой обшивки можно, только если предусмотрен съёмный рельс (запатентован фирмой Eclisse).
В. Григорьев по материалам журнала "Идеи вашего дома"